В последние годы в научно-популярной литературе по психологии все чаще встречается понятие «Дети Индиго». Как известно, круг академически ориентированных психологов относится с большой долей скепсиса не столько к самому термину, сколько к факту существования «Детей Индиго». На первой конференции практической психологии, проходившей в феврале 2005 года в Москве, было заявлено , что под феноменом «детей Индиго» подразумеваются дети, страдающие той или иной мозговой патологией или педагогически запущенные дети. Проблема в том, что пока не разработаны четкие критерии, которые помогали бы специалистам и родителям отнести ребенка к категории «детей Индиго». На наш взгляд, при интерпретации феномена «детей Индиго» необходимо опираться на ту терминологии, которая могла бы коммуникативно соединила данный феномен с полем исследований, традиционно рассматриваемых научной психологией.
Читать дальшеЕщё пара мнений о данной проблеме"За 25 лет разговоров о детях-индиго, не удалось увидеть и обследовать ни одного. Если же говорить о живучести мифов, думаю, что большее внимание к ребенку проявляется у нас очень специфично. Многие родители рассматривают «вложения в развитие» как инвестицию, которая обязательно дать желаемый результат. Но увы – ребенок не всегда может соответствовать притязаниям родителей, и тогда становится очень востребована идея оригинальности, необычности. Это позволяет «снять ответственность» себя и возложить ее на «непонимающих» учителей, воспитателей, общество.
Марьяна Безруких
«Как правило, появлению завышенной самооценки у ребенка предшествует период, когда ему разрешалось вести себя абсолютно свободно, – пишет Анатолий Меренков в своей статье «Социальные чувства: искусство жить в обществе» (сборник «Развитие личности ребенка 3-5 лет»), – когда взрослые откликались на любое требование, которое нередко напоминало приказ. У ребенка постепенно сформировалось представление о том, что какие-либо правила поведения к нему не относятся. Отсюда пренебрежение мнением, оценками, требованиями родителей, сверстников. В итоге культура взаимоотношений с людьми осталась непостигнутой… Это вызывает появление самоуверенности – чувства, усиливающего вероятность возникновения различных конфликтов с окружающими. Можно предположить, что родители, убежденные в том, что их ребенок сам знает, как жить, потому что он индиго, собственными руками формируют его высокомерие и чувство значимости.
Анатолий Меренков профессор, д.ф.н.